Профком студентів та аспірантів

ОНУ імені І.І.Мечникова

Музеї Одеси

Одесский археологический музей
Одесский историко-краеведческий музей
Одесский музей А.С. ПУШКИНА
Одесский музей западного и восточного искусства
Одесский муниципальный музей частных коллекций им. А.В. Блещунова
Одесский художественный музей
Музей Одесского порта им. Ф. П. Де-Волана
Литературное общество, музей Паустовского
Одесский государственный литературный музей
Мемориал героической обороны Одессы
Одесский музей нумизматики
Музей “Филики Этерия”
Одесский музей Морского флота
Музей истории евреев Одессы «МИГДАЛЬ-ШОРАШИМ»
Музей современного искусства Одессы
Одесский дом-музей им. Н.К. РЕРИХА
Музей «Холокоста – жертв фашизма»
Музей восковых фигур «У БАБЫ УТИ»

Одесский археологический музей 

4, ул. Ланжероновская, 65026 Одесса, Украина 

Тел.факс (0482) 22-01-71 
e-mail: arhaeology@farlep.net
режим работы: с 10.00 до 17.00 (выходной – понедельник)

Одесский археологический музей, один из старейших в стране, был основан в 1825 году. Его развитию способствовало созданное 1839 году Одесское Общество Истории и Древностей, которое обладало правом вести раскопки на Юге России.

Сейчас в музее хранится свыше 160 тысяч экспонатов, являющихся крупнейшим собранием источников по древней истории Северного Причерноморья. Кроме того, здесь имеются коллекции памятников Древнего Египта, Древней Греции и Рима, монеты и медали.

Лучшие образцы античной скульптуры выставлены в вестибюле здания, специально построенного для музея в 1883 году.

В первых двух залах демонстрируются материалы, охватывающие огромный период времени: от появления человека – до второго тысячелетия до н.э. Особый интерес представляют находки из поселений и могильников культур Гумельница, Триполье, Усатово, подкурганных погребений и кладов бронзы.

В первом тысячелетии до н.э. на северных берегах Черного моря были основаны города-колонии: Ольвия, Тира, Никоний, Пантикапей, Херсонес. Свидетельством расцвета античной цивилизации являются расписные сосуды, терракоты скульптура, надписи, предметы художественного ремесла, которыми располагает музей.

Культура скифских племен, обитавших в это время в степях Причерноморья, представлена материалами из поселений и захоронений, предметами вооружения, бронзовыми котлами и другой утварью, украшениями.

К началу первого тысячелетия н.э. скифов потеснили сарматы, а в III-IV вв. н.э. сложилось объединение племен, представленное предметами Черняховской культуры.

С середины первого тысячелетия начинается формирование славянских народностей, объединившихся в IX в. в государство с центром в Киеве. Соседями славян в разное время были хазары, половцы, печенеги. Период IX-XIV вв. отражен в материалах из поселений и городов Киевской Руси, Белгорода, Кафы-Феодосии, острова Березань.

В “Золотой кладовой” музея экспонируется подлинные вещи из драгоценных металлов, древнейшие из них относятся к началу второго тысячелетию до н.э. Привлекают внимание украшения из скифских и сарматских могильников, средневековых погребений кочевников, изделия славянских умельцев.

Из 50 тысяч монет, хранящихся в музее на обозрение выставлены наиболее редкие из золота и серебра, выпускающиеся в Древней Греции, Риме, Византии. В разделе русской нумизматики демонстрируются монеты начиная с первой – “златника” князя Владимира и кончая чеканкой последних царей, а также мемориальные медали.

Собрание египетских древностей – третье по величине в бывшем СССР. Здесь интерес представляют деревянные и каменный саркофаги, погребальный инвентарь, каменные плиты и фрагменты папирусов с иероглифами.

Одесский историко-краеведческий музей

65026 Одесса, Украина, ул. Гаванная, 4

Тел.факс (0482) 722-84-90; 25-52-02 

режим работы: ежедневно с 10.00 до 16.30 (выходной – пятница)

Музей расположен в самом центре Одессы, рядом со старым Городским садом, на небольшой уютной улочке, которая называется Гаванная. И действительно, если с Дерибасовской и Преображенской нужно было с грузом попасть в порт, то проще всего это можно было сделать, повернув на Гаванную: через пару кварталов, мягко и плавно перейдя спуск и нырнув под своеобразный мост-виадук, улица выводит прямо к гавани.

Быть может, именно поэтому на Гаванной в 1876 году по проекту известного архитектора Ф. Гонсиоровского был построен дом дворцового типа для одного из крупных представителей промышленно-коммерческой элиты того времени – Александра Яковлевича Новикова, внука знаменитого одесского купца первой гильдии Ильи Новикова, владельца основанной в 1806 году, канатной фабрики. В этом здании, являющемся ныне памятником архитектуры второй половины XIX века, и находится Одесский историко-краеведческий музей.

В архитектуре двухэтажного особняка, как и в предыдущих творениях Феликса Гонсиоровского, преобладает дух стилизаторства. В данном случае – основанный на использовании форм позднего ренессанса, с вариацией образцов и мотивов, почерпнутых из архитектурного наследия Италии. Здание органично вписалось в общую планировку улицы и по праву вошло в число творений архитектуры, которые и создают неповторимый облик города.

До 1899 года особняк на Гаванной, 4 был известен в Одессе как «Дом Новикова» (кстати, Новиковы считались не только крупными промышленниками, но и домовладельцами). В начале ХХ столетия его приобрели городские власти.

В 1907 году дом был сдан в аренду Одесскому коммерческому собранию. После Октября 1917 года тут часто менялись владельцы. В парадных залах размещались то различные клубные учреждения, то ведомственные библиотеки, то областные партийные курсы. Полуподвальные помещения и часть залов первого этажа использовались в качестве жилого фонда.

Впервые музейная экспозиция разместилась здесь в августе 1944 года: это была выставка “Героическая оборона Одессы”, на основе которой впоследствии создали республиканский Музей обороны Одессы.

А 6 мая 1956 года гостеприимно открыл двери своим первым посетителям Одесский государственный историко-краеведческий музей. Он был сформирован на базе Музея обороны Одессы и Одесского областного краеведческого музея. Документы, печатные издания, предметы прикладного и изобразительного искусства, нумизматические коллекции, оружие XVII — XIX веков, связанные с историей города и края и когда-то входившие в собрания Музея Одесского общества истории и древностей, Музея книги, Музея Старой Одессы и некоторых других, оказались составной частью его фондов.

В 1983 году музей закрылся на капитальный ремонт, который длился долгих одиннадцать лет. В результате силами Одесских художественно-реставрационных мастерских дворцовые интерьеры особняка были восстановлены в своем первозданном виде. Преобразился, буквально ожил, внутренний дворик музея, а по сути — своего рода миниатюрный парк с изящным фонтаном “Грот”. Особую камерность и уют ему придают традиционные для Одессы акация, каштан, липа и, несколько неожиданные для этих мест, крымская сосна и вечнозеленый самшит.

Тогда же совсем иное звучание приобрели расположенные здесь фрагменты известного Монумента в память основания Одессы, установленного в 1900 году в самом начале Екатерининской улицы, демонтированного через двадцать лег, но чудом спасенного от полного уничтожения. Уцелевшие бронзовые фигуры Екатерины II и ее сподвижников — творения ваятелей Б. Эдуардса, А. Попова и зодчего Ю. Дмитренко — дополнили архитектурное решение всего музейного комплекса. В настоящее время в музее действуют стационарные экспозиции “Старая Одесса”, “Одесса и край в Великой Отечественной войне. 1941-1945 годы” и временные: “Многонациональная Одесщина”, “Города-побратимы Одессы”, “Культура Одессы”.

По мере накопления материалов в ходе научно-исследовательской и собирательской работы будут создаваться и другие экспозиции, раскрывающие самые различные аспекты жизни нашего города и края.

Одесский музей А.С. ПУШКИНА

ул. Пушкинская, 13 , Одесса, Украина 

Тел.факс (048) 722-74-53; 725-11-34
режим работы: ежедневно с 10.00 до 17.00 (выходной – понедельник)

На улице Пушкинской в доме № 13  находится литературно-мемориальный музей А.С.Пушкина.

Это один из первых отелей молодого города – “Hotel du Nord”, где были комнаты для приезжих, каретные сараи с конюшнями. В 20-е годы XIX века этот дом принадлежал известному в Одессе купцу – Шарлю Сикару.

По приезде в Одессу 3 июля 1823 г., Пушкин остановился в этой гостинице и прожил здесь месяц.

За тринадцать одесских месяцев им создана поэма “Цыганы”, закончена поэма “Бахчисарайский фонтан”, написано тридцать лирических стихотворений и две с половиной главы романа “Евгений Онегин”.

Описав Одессу в главе “Путешествие Онегина”, Пушкин, по выражению поэта Туманского, подарил городу “грамоту на бессмертие”.

Улица, на которой жил великий поэт, ранее называвшаяся Итальянской, переименована в 1880 г. в Пушкинскую.

В “Пушкинском” домике (так назвали одесситы – почитатели таланта поэта) более 30-ти лет работает музей великого поэта.

Здесь можно познакомиться со старинными гравюрами пушкинской Одессы, портретами современников поэта, уникальными пушкинскими автографами с рисунками, редкими прижизненными изданиями произведений Пушкина. Каждая вещь пушкинского времени, представленная в экспозиции, переносит в мир пушкинских образов, передает дух времени, настроение поэта.

Ежегодно музей посещают десятки тысяч человек. Здесь проходят встречи с творческими и научными работниками, открытые уроки, консультации для учащихся, вечера посвященные памяти А.Пушкина, работают книжные и художественные выставки.

Одесский музей западного и восточного искусства

ул. Пушкинская, 9, Одесса, Украина
Тел.факс (0482) 22-48-15
режим работы: 10.00-18.00 (выходной-среда)

Одесский музей западного и восточного искусства — один из лучших музеев такого профиля на Украине — создан в 1920 году из частных коллекций, собранных местным Комитетом охраны памятников искусства и старины, а также поступлений из городского музея изящных искусств.

Здание, занимаемое музеем, — памятник архитектуры, дворец, построенный в 1856—1858 годах по проекту архитектора Л. Оттона.

Наиболее интересная в архитектурном отношении часть строения — вестибюль с «распашной» парадной лестницей, высеченной из каррарского мрамора. Ее конструкция весьма оригинальна: она возведена без несущих балок-косоур и вместе с площадками образует эффектное висячее сооружение.

Интерьеры дворца отличаются богатым лепным декором, резьбой, украшающей двери, фурнитурой из бронзы.

В экспозиции музея представлены замечательные произведения зарубежных мастеров, среди которых немало экспонатов поистине редкостных.

Ежемесячно устраиваются временные выставки современных отечественных и зарубежных мастеров живописи, графики, декоративного искусства, фоторгафии.

Регулярно работает лекторий по вопросам мирового искусства ( суббота, 14.00), и видеолекторий «Шедевры мирового кинематографа» ( суббота 16.00, воскресенье 14.00).

Экспозиция музея:
В двадцати трех залах первого и второго этажей размещена экспозиция трех отделов: античного, западноевропейского и восточного.

Одесский музей западного и восточного искусства Хранит и экспонирует одну из самых богатых коллекций зарубежного искусства на Украине. Среди экспонатов произведения Хальса, Караваджо, Строцци, Маньяско, фарфор лучших европейских заводов XVIII – XX вв. В отделе Востока выставлена коллекция картин, скульптур, керамики Ирана, Тибета, Китая, Индии, Японии.

Одесский муниципальный музей частных коллекций им. А.В. Блещунова

ул. Польская, 19, Одесса, Украина 
Тел.факс (048) 722-10-81; 725-04-53
e-mail: bleschunov@rambler.ru 
режим работы: с 10.00 до 18.00, касса – до 17.00 (выходной день – среда)

История музея:

АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ БЛЕЩУНОВ родился 25 августа 1914 года в г. Харькове. В этом же году его семья переехала в Одессу. После школы он учился в Одесском институте инженеров водного транспорта, который закончил в 1939 году.

В 1936 году Александр Владимирович организовал при Одесском областном комитете физкультуры и спорта секцию альпинизма, был избран её председателем, руководил ею до лета 1941 года и продолжал возглавлять после войны, с 1946 года, более 30 лет. Он был организатором и руководителем альпинистских сборов и научно-спортивных экспедиций в Крым, Карпаты, Кавказ и, наконец, Памир, который он полюбил ещё в 1938 г., когда вместе с биологом АЕ. Шевалёвым прошёл по Памиру с запада на восток, разыскивая путь через грандиозный завал, образовавшийся на месте погибшего озера. Впоследствии альпинисты назовут на Памире именем Блещунова один из пиков и перевал.

В 1940 г. Он организовал научно-спортивную экспедицию на Памир, где были созданы стационарные исследования физиологии человека и растений на высоте 6 тыс. м. Кроме этого, группа альпинистов под руководством А.В. Блещунова впервые пересекла хребет Академии Наук и открыла верховья ледника Бивачного на Памире. Значение научной части экспедиции было столь велико, что в начале 1941 г. АН СССР обратилась в Одесский областной ФК и Спорта с просьбой организовать силами одесских альпинистов ещё одну экспедицию на Памир для исследования космических лучей. Но организацию этой экспедиции прервала война.

Александр Владимирович прошёл славный путь от Сталинграда до Берлина. Сразу же после войны альпинистский опыт А.В. Блещу нова понадобился в совершенно новой области – строительстве крупных научно-исследовательских объектов. Первым из них была высокогорная научная лаборатория на горе Арагац в Армении. В сложных горных условиях А.В. Блещунов возглавил строительство, доставку уникального оборудования и его монтаж. Здесь в полной мере проявились замечательные организаторские способности А.В. Блещунова, завоевавшие ему глубокое уважение среди учёных-физиков. Следующей его работой было руководство строительством электронного кольцевого усилителя в Армении. А далее – возвращение в Одессу руководство проблемной лабораторией Одесского института холодильной промышленности. Ею он руководил до ухода на пенсию в 1974 г.

Практически до 1959 г. он ежегодно организовывал и возглавлял летние сборы альпинистов Одессы. А с 1960 г. занимался только организаторской деятельностью. За все эти годы он подготовил тысячи разрядников по альпинизму, 70 мастеров спорта, свыше 30 кандидатов в мастера спорта, десятки инструкторов альпинизма.

Являясь спортивным руководителем одесских альпинистов на общественных началах, А.В. Блещунов оказывал огромное влияние на молодёжь, развивал у молодых интерес к искусству, литературе, поэзии.

Собранное им огромное количество предметов искусства явилось основой для создания уникального, единственного на Украине музея личных коллекций, который он завещал Одессе.

Музей личных коллекций им. А.В. Блещунова – один из самых молодых одесских музеев, он основан в 1989 г. Музей выделяется среди остальных своей особой, неповторимой атмосферой. Причина этого заключается, прежде всего в том, что сотрудники музея до сих пор стараются сохранить традиции, возникшие ещё при его основателе.

Александр Владимирович Блещунов всю свою жизнь посвятил созданию коллекции, которая и доныне несёт на себе отпечаток его неординарной личности. Интерес к собирательству Блещу нов унаследовал, по словам его матери Екатерины Мироновны, от своего деда, предпринимателя Мирона Драбкина. Но Александру Владимировичу недостаточно было просто приобретать произведения искусства и предметы антиквариата, он старался передать радость общения с прекрасным окружающим его людям – а таких было очень много. Дело в том, что собиратель имел ещё одно большое увлечение – альпинизм, которому, конечно, также стремился научить других. В гостях у него встречались самые разные люди – спортсмены и артисты, художники, поэты и учёные. Дом Блещунова всегда был открыт для друзей и единомышленников. Здесь возрождались утраченные, казалось бы, традиции жизни старой интеллигенции – домашних собраний произведений искусства, домашних музыкальных и поэтических вечеров. Люди, бывавшие в этом гостеприимном доме, в свою очередь, старались помочь Александру Владимировичу в его собирательстве.

В 1989 г. Александр Владимирович подарил своё собрание городу.

Он остался здесь заведующим до самой своей смерти в 1991 г., и все экспонаты, кажется, помнят чуткое прикосновение рук собирателя, распределявшего их по своим местам в витринах и на стенах музейных залов. Тут надо оговориться, что слово «залы» применительно к этому дому можно употреблять лишь с большой натяжкой. Все его помещения – это бывшие комнаты обычной одесской коммуналки, что также создаёт неповторимую атмосферу камерности и уюта.

Последователи и ученики Александра Владимировича – альпинисты, коллекционеры, просто люди, с которыми столкнула его судьба, – не забывают о его наследии, и до сих пор приходят сюда, вместе отмечают праздники, дни рождения музея, дни памяти Блещунова, помогают музею по мере своих сил. Здесь по-прежнему тепло принимают гостей. Сотрудники музея продолжают традиции его основателя, и вся их работа строится на принципах самого собирателя – привлекать как можно больше людей, особенно молодёжи, к общению с искусством. Вот поэтому все выставки, встречи, вечера в музее проходят с участием художников, коллекционеров, спортсменов и школьников. Кроме обычных обзорных экскурсий, для школьников и студентов проводится также целый ряд тематических лекций непосредственно в музейный залах.

К выставкам привлекаются все одесситы, которые знают и любят музей. Они представляют во временную экспозицию личные вещи, старинные раритеты, фамильные реликвии.

В музей приходят семьями. Люди старшего поколения, которые знали Александра Владимировича, приводят сюда своих детей и внуков. Память о Блещунове передаётся в поколениях, поток посетителей в музей не ослабевает, а это доказывает, что музеи личных коллекций нужны не только нынешнему, но и будущим поколениям.

Первый и единственный на Украине музей личных коллекций появился в Одессе в 1989 г. Сейчас он носит имя Александра Владимировича Блещунова – коллекционера и альпиниста, подарившего городу своё собрание произведений искусства, на базе которого и был создан музей.

Необычность этого музея в том, что он сохраняет неповторимый аромат “домашней коллекции” и традиции, возникшие ещё при его основателе. Собрание по-прежнему хранится в бывшей квартире своего владельца – Доме Блещу нова, который стал значительным культурным центром Одессы.

Экспозиция выстроена по географическому принципу так, что осмотр музея становится настоящим путешествием.

Экспозиция музея:

“Мемориальная комната А.В.Блещунова” – рабочий кабинет коллекционера, в котором собраны предметы, наиболее дорогие создателю музея (семейные реликвии, фотографии друзей, учеников), материалы, связанные с военным и альпинистским этапами его жизни.

“Русская старина”. В этой комнате хранятся в основном предметы быта горожан XIX – начала XX вв.: вещи, которые окружали наших предков, создавая неповторимый фон эпохи. Это образцы старинной мебели из карельской березы, изделия из русского бисера, кружева ручной работы и многое другое.

В комнате “Буддийский Восток” представлены предметы искусства народов Японии, Китая, Монголии и Тибета. Комната получила свое название несколько условно: если Монголия и Тибет – подлинно буддийские страны, то Китай и Япония – только частично. В зале экспонируется ширма ХVII в. из коромандельского лака, отличающаяся высоким художественным исполнением; представлены небольшие, но довольно интересные коллекции китайского и японского фарфора, флаконов для нюхательного табака из полудрагоценных камней. Здесь же собран небольшой пантеон божеств буддизма, выполненный в технике “утраченной восковой модели”.

В комнате “Западная Европа” представлены предметы мебели, образцы фарфора, стекла, а также живописи ХVIII-Х1Х вв. Композиционным центром зала является венецианское зеркало в резной деревянной раме, над которым экспонируется галерея портретов царствующих особ ХVII-ХVIII вв. В зале довольно широко представлен европейский фарфор (изделия Мейсена и Вены, Берлина и Лиможа). Хороша коллекция миниатюр, среди которых выделяются портреты Р. Вагнера, Наполеона, Жозефины, Марии-Луизы Австрийской. К разделу западно-европейского искусства относится и уникальная коллекция вееров из всевозможных материалов (панцирь черепахи, слоновая кость, перья страуса, петуха и т.д.).

“Лестничный пролет” украшает небольшая коллекция работ Б.А. Смирнова-Русецкого, одного из учеников Н.К.Рериха.

Собрание украинского искусства в музее невелико по объему, но интересно по принципу отбора экспонатов: в нем представлены народные промыслы Украины. Комнату украшают несколько живописных произведений, посвященных Украине, и прекрасный лубок XIX в. с классической сценой “У криницi”. Значительный интерес представляют образцы иконописи и, прежде всего, знаменитые украинские иконы-примитивы (написанные, в отличие от русских икон, не на доске, а на холсте). В комнате представлена коллекция кролевецких тканых полотенец XIX в. с традиционным для того времени стилизованным рисунком российского герба.

В зале “Мусульманский Восток” в основном представлены предметы быта Средней Азии и Закавказья. Одна из интереснейших коллекций зала – собрание ковров: это и знаменитый персидский ковер, с изображением цветущего дерева и птиц, и хурджумы (небольшие коврики-сумки). Очень экзотична коллекция среднеазиатских и иранских сосудов (для умывания, приготовления чая, приборы для курения).

Зал “Одессика” посвящен родному городу, поэтому так разнообразен состав его экспозиции: она включает и мемориальные вещи, и книги, ставшие уже библиографической редкостью, и старые газеты, фотографии, и работы одесских художников.

В зале “Христианство” собрана очень интересная коллекция самобытных старообрядческих икон, весьма ценно собрание ростовской финифти, достаточно разнообразна коллекция церковной утвари (салфетки-покровцы, потиры, дискосы, лампады и кадила.)

Одесский художественный музей

ул. Софиевская, 5а, Одесса, Украина 

Тел.факс (048) 723-82-72 
режим работы: с 10.30 до 18.00, касса – до 17.00 (выходной – вторник) 

Коллекция отечественного изобразительного искусства Одесского художественного музея – одна из наиболее значительных и многоплановых в Украине. Она охватывает все виды изобразительного искусства: живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство и включает в себя произведения русских и украинских мастеров иконописи от XVI века до современности, насчитывая более 10 тысяч оригинальных работ.

Музей был открыт в 1899 году по инициативе Одесского общества изящных искусств, основанного в 1865 году. Начало музейному собранию проложили картины, переданные Петербургской Академией художеств.
Музей расположен в центре Одессы, над морем, во дворце, являющемся памятником архитектуры начала XIX века и имеющим искусственный подземный грот открытый для посещений.

Экспозиция музея:

Экспозиция музея размещена в 26 залах на двух этажах. Она построена в историко-хронологической последовательности с соблюдением монографического принципа показа произведений каждого автора.

Экспозиция открывается замечательными творениями иконописцев XVI-XVІІІ веков и полными своеобразия ранними светскими портретами XVІІ века. С живописью XVІІІ – начала XIX века знакомят портреты, созданные лучшими мастерами той эпохи, такими как Д.Левицкий, В.Боровиковский, О.Кипренский, В.Тропинин и другими.

Характерными и значительными произведениями представлена академическая живопись.

Интересна и многочисленна коллекция полотен прославленного мариниста И.Айвазовского.

Музей располагает большим и представительным собранием произведений художников демократического направления в отечественном искусстве второй половины XIX века, прежде всего, членов Товарищества передвижных художественных выставок. Это работы известных художников И.Крамского, А.Саврасова, И.Левитана, И.Шишкина, А.Куинджи, И.Репина, В.Сурикова и многих других.

Один из лучших разделов коллекции – искусство рубежа XIX и XX веков – отражает разнообразие и напряженность творческих поисков этого сложного времени. В.Серов, М.Врубель, Н.Рерих, Б.Кустодиев, А.Бенуа, К.Сомов, В.Кандинский достойно представлены в собрании музея. Здесь экспонируется уникальная коллекция живописи мастеров Товарищества южнорусских художников, основанного в Одессе в 1890 году.

Неповторимая самобытность работ К.Костанди, Г.Ладыженского, Г.Головкова, П.Нилуса сформировала основы одесской живописной школы.

Отдел современного искусства представляет художественную жизнь Одессы с 20-х годов до наших дней. В экспозиции представлены лучшие работы художников нашего города и других регионов Украины.

Музей Одесского порта 

им. Ф. П. Де-Волана


спуск Ланжероновский, 2 
Тел.факс (048) 729-38-57 
режим работы: с 10.00 до 17.00 (выходной – суббота, воскресенье)

Музей Одесского порта имени Ф.П. Де Волана был основан 10 апреля 1990 года и открыт к 200-летнему юбилею Одессы. Он обосновался в одном из старинных зданий на Ланжероновском спуске, в которых до революции находились баржаны – ночлежные дома для бездомных грузчиков порта.

Основной целью создания этого музея была просветительская деятельность и организация экспозиции, которая знакомила бы посетителей с прошлым и настоящим Одесского порта, неразрывно связанного с историей Одессы.

Начало богатейшей коллекции музея положил его основатель – первый директор музея Николай Григорьевич Глеб-Кошанский – кадровый офицер, участник Великой Отечественной войны, прошедший боевой путь от Харькова (февраль 1942 года) до Сталинграда, а затем до стен Берлина. За несколько лет существовования музей стал своеобразным центром, отражающим уникальную историю ведущего порта страны, который имеет, как каждый из портов Украины, богатые исторические корни. Кроме того, в его экспозиции раскрывается многовековая история Одессы и всего Северного Причерноморья, что поднимает его на уровень других музеев нашего города.

За эти годы сотрудники музея пополнили историю раннего периода строительства порта, Одессы и края новыми данными, многое впервые сделано ими в городе и Украине.

Первым, кто в наше время не только в Одессе, но и в Украине и России проявил большой интерес к жизни и свершениям Франца Павловича Де Волана, был первый директор музея порта Н.Г. Глеб-Кошанский. Начиная с 1995 года им были найдены в архивах Санкт-Петербурга и Москвы труды, связанные с именем Де Волана: написанные на старофранцузском языке мемуары, а также ряд планов, по которым строились города юга Украины, в первую очередь Одесса, и капитальный труд по описанию земель, присоединенных к России по Ясскому мирному договору с Турцией в 1791 году, под названием «Отчет о географическом и топографическом положении провинции Озу, или Едиссан, обычно называемой Очаковской степью, служащий пояснением к картам и планам, снятым по Высочайшему указанию». В настоящее время музей осуществляет то, о чем мечтал Николай Григорьевич – возвращает из забвения незаслуженно забытое имя великого человека и труженика Ф.П. Де Волана.

Экспозиция музея:
В данный момент экспозиция музея состоит из 5 залов, общей площадью 490 кв. метров.
В стенах музея постоянно проводятся мероприятия так или иначе связанные с портом и его историей, а так же художественные выставки, чемпионаты Украины и области по судомодельному спорту, встречи с ветеранами войны и труда.

Экспозиция музея полностью раскрывает всю многогранную деятельность порта.
В настоящее время в освободившихся помещениях бывшего порт-клуба можно увидеть редчайшие археологические находки, схемы, карты, старинные гравюры, рассказывающие о жизни, быте, культуре народов, населявших Северное Причерноморье в эпоху античности и в более поздние периоды, о многогранной истории края, об основании Одессы и о ее развитии.

Только в третьем зале представлено порядка 500 экспонатов и копий уникальных документов. Большинство из них неизвестно широкой публике, так как находятся в фондах музеев других городов, в архивах, хранятся у коллекционеров. Поэтому-то и возникла эта идея собирательного образа города и края. В музее экспонируются также картины и графика художников прошлого времен – Айвазовского, Воробьева и др. И теперь каждый может прийти сюда и образно представить себе, что же было до нас на этой земле, как выглядели города и поселения в древности.

Рядом же экспонируются и предметы, найденные сотрудниками археологического музея. Эти великолепные экспонаты были обнаружены ими во время раскопок в Лузановке, на Приморском бульваре, под Херсонесом. Раскопки ведутся и под Белгородом-Днестровским, в с. Роксоланы. В с. Кошары возле Тилигульского лимана найдены остатки древнегреческого Одессоса, от имени которого произошло название нашего города.

Здесь же представлена и реконструкция острова Змеиный, вызывающего интерес у ученых Одесского национального университета, которые предлагают восстановить на нем святилище Ахилла. Рядом выставлен для обозрения античный якорь, найденный в районе острова Змеиный.

Представлена здесь и уникальная карта-схема, показывающая, как выглядела территория, примыкающая к Одесскому заливу в те далекие времена. Куяльницкий и Хаджибейский лиманы тогда свободно сообщались с морем и служили гаванями древним грекам. Со временем они были пересыпаны песком, и место дислокации уже турецких кораблей было выбрано там, где ныне находится современный порт. Вид на Хаджибей во времена турецкого владычества показан на картине художника Г. Ладыженского.

Здесь же представлена копия фрагмента пергамента, на котором рукой Де Волана набросаны схема плана нашего города, а также план местности с промерами глубин в Хаджибейской бухте, выполненный в 1791 году.

В музее демонстрируются и все найденные в архивах России уникальные планы Де Волана по строительству и развитию порта, города Одессы и других городов Украины. Об их существовании историки не знали вплоть до конца XX века.

В музее представлены также уникальные экспонаты, демонстрирующие участие Черноморского казачества во взятии Хаджибея и строительстве порта и города.
4-й зал музея посвящен развитию порта за годы независимости Украины, 5-й – экспозиционный.

Таким образом, музей за полтора десятка лет своего существования превратился в структуру, которая исполняет важную роль в культурной жизни не только порта, но и города.

Литературное общество, музей Паустовского

ул.Черноморская, 6, Одесса, Украина 
Тел.факс (048) 722-84-47 
режим работы: с 10.00 до 17.00 (выходной- понедельник)

История музея:

Осуществляя давнюю мечту одесситов, в 1998 году почитателями творчества Константина Георгиевича Паустовского был основан Народный музей, преобразованный в 1999 году в филиал Одесского государственного музея.

Музей создавался общественной организацией товариществом «Мир Паустовского», гражданами Одессы при поддержке предприятий и организаций города.

Экспозиция музея:

Экспозиция музея представляет собой период жизни и работы Паустовского с 1919 по 1922гг. в Опродкомгубу и редакции газеты «Моряк».

Мир книги Паустовского, личные вещи и рукописи писателя, аудио и видео материалы (в том числе прижизненного периода писателя) – со всем этим можно познакомиться в музее Паустовского.

Одесский государственный литературный музей

ул. Ланжероновская, 2, 65026 Одесса, Украина 

Тел.факс (048) 722-33-70, 722-32-13 
режим работы: с 10.00 до 17.00 
(выходной – понедельник)

Одесса была основана тогда, когда литература – от публицистики до романа в стихах – прочно вошла в общекультурный обиход. Поэтому практически вся история Одессы – с конца XVIII столетия и по сегодняшний день, – нашла отражение в поэзии и прозе.

Литературная Одесса – это не только имена писателей (свыше 500), биографически или творчески связанные с городом, но и художественный образ, обогативший мировую культуру.

По прошествии двух с лишним веков с момента основания Одессы, можно утверждать – история этого города существует дважды – в реальности, и в литературе.

Отражением этой особенности города, своеобразным зеркалом Одессы является Одесский государственный литературный музей.

Само явление – “литературный музей” нуждается в некотором объяснении. Это, и вправду, довольно нетрадиционный вид музея. Литературные музеи – явление социалистической культуры, порождение СССР. В странах, где жизнь протекала, так сказать, естественным, “нормальным” путем, есть два вида музеев, связанных с литературой. Это музеи – истории книги, созданные, как правило, на базе библиотеки, которую собирали сиятельные библиофилы на протяжении десятилетий, а также – мемориальные музеи, как правило дома или квартиры, где жили писатели. Такие музеи существуют во всем цивилизованном мире, их много и каждый хорош по-своему. Но, отчасти, они все похожи друг на друга. Инкунабулы, папирусы, глиняные таблички – если это музей книги. Прихожая, кабинет, спальня, перо, пишущая машинка, домашние тапочки – если это мемориальный музей. А “литературные” музеи – это порождение Страны Советов, характеризующее импульсивное развитие этой самой страны – сначала уничтожение культурного наследия, потом собирание его останков и остатков для того, чтобы смешать их в одном здании, в одной экспозиции. То есть это одновременно и музей истории книги, и, отчасти, мемориальный музей, где представлены личные вещи писателей, но в то же время музей истории литературы и культуры города.

Одесский государственный литературный музей, основанный в 1977г. и открытый для посетителей в 1984г. – один из крупнейших региональных литературных музеев страны.

Его экспозиция насчитывает двадцать залов. Каждый зал – это художественный образ десятилетия, которому он посвящен.

Экспозиция музея — система символов и знаков, в которую вписаны реальные документы времени: книги, рукописи, газеты, журналы, фотографии, личные вещи писателей, предметы эпохи, – создаёт своеобразный “лабиринт времени”, не имеющий аналогов во всем мире.

Музей предлагает посетителям не только фактографический материал, но и возможность ощутить в полной мере атмосферу города, непрерывности исторического процесса. Дизайн музея сочетает яркое художественное решение с четким литературно-историческим наполнением. Образ каждого зала передает атмосферу жизни города в определенном отрезке времени. От гусиного пера до компьютера, от стихов А. С. Пушкина до миниатюр М.М. Жванецкого раскрывает Одесский Литературный музей тайны, легенды и реальность «жемчужины у моря».

Главным создателем оформления музея стал крупнейший украинский дизайнер, лауреат премии Т.Г.Шевченко, художник Анатолий Гайдамака. Основатель и первый директор музея – Никита Брыгин.

Музей представляет более трехсот писательских имен — от Ивана Котляревского, Александра Пушкина, Адама Мицкевича до Генриха Белля, Константина Симонова, Бориса Пастернака. Отражены как приезды авторов в Одессу, так и появление собственно одесской литературной школы. Наряду с великими создателями литературы — Гоголем, Толстым, Коцюбинским, Лесей Украинкой, Шолом-Алейхемом, Чеховым, Буниным, Франко, Ахматовой, Бабелем, Ильфом, Петровым, Катаевым, М. Кулишом, представлены многочисленные авторы так называемого «второго ряда», сыгравшие немаловажную роль в становлении отечественной культуры.


Здание, в котором расположен музей, было выстроено в середине XIX века
. Дворец принадлежал представителю высших кругов русской аристократии, одному из первых граждан Одессы князю Дмитрию Ивановичу Гагарину, и его жене, Софье Петровне. Во второй половине века семья Гагариных передала дворец городу.

Здание находится в историческом центре города.
Архитектор Людвиг Оттон, автор проекта, расположил здание над крутым оврагом, обратив его фасадом на Восток, к морю: мощный цокольный этаж, арочная форма окон, три эркера, напоминающие башни, придают этому фасаду сходство с замком.

Интерьеры дворца поражают неожиданным сочетанием стилей, – классицизм, барокко, ампир – характерным для Юга Российской империи середины прошлого века, и названным “вольной южной эклектикой”.

Парадный Золотой зал сочетает элементы ампира и барокко. Он освещается эркером с пятью арочными окнами, которые создают ощущение избытка солнечного света и воздуха. Историки утверждает, что здесь давал концерт великий венгерский композитор и пианист Ференц Лист.

Золотой зал – единственный мемориальный зал музея. Остальные воплощают ход литературной истории.

История дворца напрямую связана с культурной жизнью Одессы. С 1899 по 1903 годы здесь проходили заседания и вечера Литературно-Артистического общества, которое объединяло писателей, художников, музыкантов, актеров.

Здесь прочел впервые свой перевод “Песни о Гайавате” Генри Лонгфелло лауреат Нобелевской премии Иван Бунин. Тут он читал свои стихи.

Здесь выступала великая украинская актриса Мария Заньковецкая и такие корифеи украинского театра как Старицкий, Саксаганский, Тобелевич, Карпенко-Карый.

Здесь производил огромное впечатление на публику своими выступлениями и статьями пламенный Altalena – Владимир Жаботинский, будущий идеолог создания государства Израиль.

Сегодня Одесский Литературный музей – “визитная карточка” города. Ежегодно Литературный музей и Сад скульптур посещают от 90 до 100 тысяч человек. Экскурсионные программы музея очень популярны среди одесситов, а понятие “литературная Одесса” является брендом, известным, без преувеличения, во все мире, и привлекающем отечественных и зарубежных туристов.
Одесский Литературный музей – крупнейший научно-исследовательский и культурный центр. Помимо постоянно действующей экспозиции, в музее регулярно проводятся выставки, посвященные юбилеям писателей, а также литературные вечера, концерты классической и джазовой музыки, презентации книг, конференции.
Парадный Золотой зал музея, с его блистательным интерьером, является местом проведения самых престижных городских мероприятий.

Сад скульптур

К  зданию музея примыкает дворик в итальянском стиле. С 1995 года в нем начал создаваться «Сад скульптур», насчитывающий ныне десять юмористических скульптурных композиций, посвященных литературным героям и знаковым персонажам городского фольклора работы современных скульпторов (“Герой одесских анекдотов Рабинович”, “Антилопа Гну”, “Памятник грядущему гению”, “Сашка-музыкант”, “Джинсовый Дюк”, “Зеленый фургон”, “Одесса-мама”, “Одессит Миша”, “Шаланды, полные кефали”, “Памятник неизвестному читателю”).

Здесь же, на страже современного легкомыслия, выставлены памятники древней скульптуры Северного Причерноморья, так называемые “половецкие бабы”.

На протяжении 10 лет ежегодный одесский праздник юмора –  первоапрельская Юморинатрадиционно начиналась торжественным открытием новой юмористической скульптурной композиции.

В структуру Одесского литературного музея входят три филиала —

МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ А.С. ПУШКИНА,

МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ К. Г. ПАУСТОВСКОГО и

МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ С.И. ОЛЕЙНИКА.

Одесский Литературный музей: г. Одесса, ул. Ланжероновская, 2. Тел.: 722-33-70; 722-00-02 e-mail: litmuseum@yandex.ru

Мемориальный музей А.С. Пушкина: г. Одесса, ул. Пушкинская, 13. Тел.: 722-74-48; 722-74-53

Мемориальный музей К. Г. Паустовского: г. Одесса, ул. Черноморская, 8. Тел.: 722-84-47

Мемориальный музей С. И. Олейника: Одесская область, Николаевский район, с. Левадовка, ул. Ленина. Тел.:8-257-96-286

Мемориал героической обороны Одессы

Дача Ковалевского, 150, Одесса, Украина 
Тел.факс (0482) 44-45-27 
режим работы: с 10.00 до 18.00 (выходной – пятница)

Спустя 30 лет после Победы над фашистской Германией 411 батарея по воле благодарных потомков возродилась в сооружении на её территории Мемориального комплекса героической обороны Одессы.

На призыв ветеранской общественности войны и труда города Одессы о сооружении Мемориала, опубликованном в газете «Вечерняя Одесса» в феврале 1975 года, откликнулись большинство промышленных предприятий, общественных организаций, воины Одесского Краснознамённого военного округа.

Благодаря патриотическому порыву, чёткой организации строительных работ Мемориал был построен в рекордно короткие сроки.

Торжественное открытие Мемориала состоялось 9 мая 1975 года в день 30-летия Великой Победы. На многотысячном митинге представителей промышленных предприятий, общественных и партийных организаций, учебных заведений города и воинов Одесского гарнизона выступил видный писатель, фронтовой корреспондент газеты «Красная Звезда» Константин Михайлович Симонов, который в период обороны г. Одессы был в этих местах, в том числе и на позиции 411 батареи.

На площади в 16 га расположился своеобразный музей под открытым небом с развёрнутой экспозицией образцов военной техники и вооружения основных родов и видов вооружённых сил периода Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Вход на Мемориал венчают скульптурные формы в виде бетонной стелы «Катюша», а вдоль аллеи, протяжённостью в 500 метров, в металлических конструкциях установлены эмблемы с изображением городов-героев и крепости-героя Бреста.

10 апреля 1989 года, в 45-ю годовщину освобождения города Одессы от фашистских захватчиков, на северо-западной окраине Мемориала, родители военнослужащих, погибших в Афганистане, высадили Аллею Памяти. Вместе со скульптурной композицией комплекс вошёл в историю под общим названием «Печальная память века», олицетворяющий собой символ связи и преемственности поколений.

Экспозиция музея:
В четырёх залах музея на высоком архитектурно-художественном уровне построена тематическая экспозиция, отображающая Одесскую оборонительную эпопею под эпиграфом «Всё дальше уходят в глубь истории годы Великой Отечественной войны, но время не властно предать их забвению, выветрить из памяти народной».
Мемориал стал надежным мостом между прошлым и будущим, одним из самых посещаемых учреждений культуры в регионе, дорогим и любимым для ветеранов Великой Отечественной войны и воинов-интернационалистов, символом памяти и гордости одесситов за героическую историю своего родного города.
На Мемориале постоянно много молодёжи и студентов. Здесь проводятся регулярные встречи ветеранов войны и труда с молодёжью, воинами и студентами ВУЗов, торжественные мероприятия по завершению программы военной подготовки военных кафедр с присвоением студентам первичных офицерских званий.

Одесский музей нумизматики

Греческая, 33 
Тел.факс (0482) 25-02-77;731-51-19 
режим работы: с 12.00 до 16.00 (выходной-воскресенье, понедельник)
История Одесского музея нумизматики:

Музей издает собственный научно-практический сборник – “Вестник Одесского музея нумизматики”. Кроме него музей выпускает общественно-публицистический сборник “Альманах”.    Одесский музей нумизматики, первый в Украине специализированный нумизматический музей, был подарен одесситам в год 205-летия основания Одессы и начал функционировать с 1 января 1999 года. В его фондах представлены все периоды в истории зарождения цивилизации и государственности на украинской земле, а также истории монетного дела и денежного обращения Украины от античных времен до периода независимого развития государства.

Наряду с выставочно-экспозиционной деятельностью Одесский музей нумизматики проводит и значительную научно-исследовательскую работу, публикуя неизвестные ранее типы монет, тем самым запуская их в научный оборот и пополняя Корпус античных монет Северного Причерноморья.

Музей поддерживает связи с различными культурно- историческими учреждениями, организациями и отдельными коллекционерами из более чем 150 стран мира.

Фундатором музея нумизматики и автором проекта виртуального музея является известный нумизмат и исследователь, депутат Одесского горсовета Лобода Петр Григорьевич.

Учредителем музея является старейшая в Одессе общественная организация – Одесское городское общество коллекционеров.

Экспозиция музея:

Сердцевину музейных фондов составляют монеты, чеканившиеся различными городами-государствами, Боспорским и Скифским царствами, созданными в период с VII по IV в.в. до н.э. в Северном Причерноморье и существовавшими в течение почти тысячи лет.

Музей “Филики Этерия”

Адрес музея:
Филиал Греческого Фонда Культуры
Одесса 65026 Красный переулок, 20
Тел.: +380/482-357136 , 7242069, 7242254
Факс: +380/482-346640
e-mail: hfc@hfcodessa.org
Расписание работы:
Понедельник – Пятница: 10:00 – 17:00

Выходные дни: Суббота, Воскресенье (по выходным дням возможно посещение музея по предварительной договоренности)

Музей “Филики Этерия” (“Общество друзей” – с греческого языка) функционирует в Одессе с 1979 года, сначала как отдел историко-краеведческого музея города.

В сентябре 1994 года, в дни празднования 200-летия основания города, в Одессе в зданиях по Красному переулку № 16-20 был торжественно открыт Филиал Греческого Фонда Культуры (Центр в г. Афины). Эти здания на льготных условиях мэрия города передала в распоряжение Филиала, при котором и работает с этих пор переведенный сюда музей “Филики Этерия”. Это его историческое место. В прошлом эти здания принадлежали грекам и именно здесь в 1814 году была создана тайная революционно-патриотичная организация “Филики Этерия”, которая подготовила греков к борьбе за независимость и навсегда связала историю Одессы с историей национально-государственного возрождения Греции.

Музей создан Греческим Фондом Культуры в сотрудничестве с Одесским историко-краеведческим музеем, который предоставил ряд экспонатов из истории “Филики Этерия”, дополненных точными копиями экспонатов из музеев Греции, в особенности из этнологического и исторического обществ Греции.

Музейную экспозицию представляют 3 тематических раздела: первый раскрывает деятельность греческой колонии в Одессе в дореволюционный период, второй и третий – историю создания, административное, экономическое устройство и деятельность “Филики Этерия” и ее членов до и во время греческой революции.

Недавно открыт новый зал музея этнографического характера с настоящими предметами быта, которые отображают картину дома Г. И. Маразли в первой половине XIX в.

Ежегодно музей “Филики Этерия” бесплатно посещают тысячи одесситов и гостей города, иностранные туристы. Часто проводятся экскурсии и лекции, тематические конференции и уроки для учеников школ и студентов вузов города.

Одесский музей Морского флота

Здание Одесского музея Морского флота построено в 1842 г. архитектором Торичелли.

Музей пострадал в результате пожара 29 апреля 2005 г. Тогда сгорела крыша и перекрытия на площади около 1200 кв. м..

Основные восстановительные работы в одесском Музее морского флота намечено провести до осени 2007 года. На это понадобится 3 млн. грн. Об этом  сообщил представитель областного управления по охране недвижимых объектов культурного наследия Игорь Пороник.

В частности, в этом году планируется восстановить кровлю, перекрытия и фасад, а также провести усиление конструкций музея.

Первый этап реставрации должен быть завершен в октябре, одновременно с окончанием восстановления Оперы, поскольку площадь, на которой расположены оба строения, рассматривается единым комплексом.

И. Пороник также сообщил, что около театра будет установлен музыкальный фонтан работы Михаила Ревы.

Вместе с тем, директор Южного регионального центра страхового фонда документации Анатолий Короткин заявил на совещании в обладминистрации, что экспозицию музея восстановить фактически невозможно, поскольку она уничтожена пожаром, а документации на экспонаты нет.

Музей истории евреев Одессы

«МИГДАЛЬ-ШОРАШИМ»

Адрес музея: Одесса, ул. Нежинская, 66. (уг. Тираспольской пл., вход во дворе) 

Телефон: (8048) 7289743 

Электронная почта: migdal_museum@odessa.net 

Музей открыт с 13.00 до 20.00 (вход – до 19.00). 

По воскресеньям – с 11.00 до 17.00. 

Выходные дни – пятница, суббота, еврейские праздники. 

1-й Всеукраинский музей еврейской культуры им. Менделе Мойхер-Сфорима был открыт в Одессе в 1927 году. Его богатейшая коллекция, одна из крупнейших в Европе (около 35 тысяч единиц хранения), почти бесследно исчезла в годы оккупации. Он остался в памяти одесситов, наряду с другими музеями, открывшимися в этот период («Старая Одесса», «Степова Україна» и др.). Однако на протяжении десятков лет, в силу «закрытости» этой темы в послевоенный советский период, о создании еврейского музея в Одессе можно было только мечтать. По этим же причинам история евреев Одессы не была отражена в экспозициях одесских государственных музеев.

Между тем, во второй половине XIX – первой четверти XX вв. Одесса была третьим в мире городом по количеству еврейского населения (после Нью-Йорка и Варшавы). Именно в этот период в Одессе жили и активно работали еврейские писатели и поэты Менделе Мойхер-Сфорим, Х. Бялик, Ш. Черниховский, историки Ш.Дубнов, И.-Г. Клаузнер, предтечи сионистского движения М.Лилиенблюм и Л.Пинскер, сионисты В.(Зеев) Жаботинский, А. Гинцбург (Ахад-га-Ам), М. Усышкин, М. Дизенгоф и др.

В 1910-х годах появляется блестящая плеяда литераторов (И.Бабель и др.).

В начале 1920-х годов еврейская составляющая становится наибольшей среди других национальных общин Одессы (более 40%), к концу 1930-х она сохраняет 3-ю позицию (более 30%).

Сотни тысяч евреев были уничтожены в одесском регионе в годы оккупации. 

В 1950-80-е годы доля еврейского населения Одессы в значительной мере уменьшается (менее 20%).

Со второй половины 1960-х годов начинается движение «еврейского сопротивления», получившего впоследствии название «отказничества». В этом движении коренятся последующие с началом «перестройки» процессы эмиграции, в том числе самой массовой алии, а с другой стороны – предпосылки еврейского возрождения в Одессе в начале 1990-х.

Еврейский музей в Одессе должен был возникнуть, и с конца 1990-х годов еврейский общинный центр «Мигдаль», при поддержке отделения «Джойнт», начал подготовку к его открытию.

12 ноября 2002 года Музей истории евреев Одессы «Мигдаль-Шорашим» открыл двери для своих первых посетителей.
В 1916 году Бабель так писал об Одессе: «Город, в котором легко жить, в котором ясно жить».

Так получилось, что по характеру наш музей – не дворец и не храм науки, а квартира, в котором легко и ясно живется его обитателям. И это относится к нашим гостям.

Коллекция музея – а это более 1000 предметов (документы, книги, газеты, открытки, предметы быта, культовые предметы, произведения искусства и т.п., большинство из которых – подлинники) представленных в восьми экспозиционных залах-комнатах, и более 10 000 единиц хранения в музейных фондах, – в основном формируется за счет дарений. Таким образом, гости музея становятся его полноправными хозяевами. Среди них и представители еврейских организаций Одессы (и не только Одессы), одесские музейщики, коллекционеры, библиотекари, краеведы, журналисты, студенты, школьники и их родители, бабушки и дедушки. Одним словом, все те, кому интересна история города, немыслимая без евреев, и история евреев, немыслимая без Одессы.

Одно из старейших еврейских обществ Одессы называлось «Беседа». В отчетах мы пишем об экскурсиях, лекциях, открытиях выставок, тематических вечерах и клубных заседаниях. Но мы стремимся, к тому, чтобы во всех этих случаях возникала беседа в уютной домашней атмосфере, и неважно, сколько человек принимают в ней участие, двое или несколько десятков.

Новая экспозиция «Евреи Одессы: только ли прошлое?» (открыта в апреле 2007 года при поддержке Фонда Ротшильда) охватывает более чем 200-летний период истории евреев в Одессе (с 1770-х до начала 2000-х гг.). Цель экспозиции, в которой сейчас заметную роль играют и мультимедийные экспонаты – не только представить наиболее значимые периоды истории евреев Одессы, но и поразмышлять об их нынешних проблемах. Учитывая, что проблемы толерантного межэтнического сосуществования являются одними из самых актуальных не только в Украине, но и во всем мире, представители всех этносов могут извлечь для себя немало поучительных уроков из музейных материалов и экскурсий. В музее постоянно проводятся выставки с привлечением материалов ведущих одесских собирателей, краеведов и др., проводятся клубные и семинарские занятия, квесты, занятия с детьми и «семейные экскурсии», мемориальные вечера и др. Музей выступает в роли информационного центра, координатора проведения ежегодных международных научных конференций «Одесса и еврейская цивилизация». Проводятся «выездные» лекции, в том числе, с использованием мультимедийных средств.

Экскурсии по музею проводятся на русском, украинском и английском языках (средняя продолжительность экскурсии – 70 мин.).

Музей осуществляет свою деятельность благодаря поддержке со стороны благотворительных организаций и пожертвованиям от посетителей и экскурсантов.

Музей современного искусства Одессы

Режим работы: пн., вт., чт., пт – с 12.00 до 19.00; 

сб. – с 12.00 до 18.00;

Адрес музея: Сабанский пер. 4-а; 

тел. 34-36-44;

e-mail: msio2008@rambler.ru

– представлены произведения основных художников и скульпторов Одессы последних десятилетий ХХ века и начала ХХI;
– в основу экспозиции положена коллекция М.З. Кнобеля;

– основные залы музея:
Зал 1– Южнорусская школа живописи во второй половине ХХ века;
Зал 2 –  звезды Одесского андеграунда Валентин Хрущ, Станислав Сычев и их «заборная выставка»;
Зал 3 – квартирные выставки Одесских нонконформистов 70-х;
Зал 4 – творчество Одесских нонконформистов в послеперестроечное время;
Зал 5 –  пост-андеграунд 90-х;
Зал 6 – новые имена Одессы;
Зал 7 – зал новых поступлений ;
Зал 8 –  салон продажи.

 Одесский дом-музей

им. Н.К. РЕРИХА

ул. Большая Арнаутская, 47, 65012. Одесса, Украина
Тел. (048) 715-58-58,  (048) 728-77-56
е-mail:   roerich.house@farlep.net
режим работы: с 10.00 до 19.00 (выходной – понедельник)

Одесский Дом-Музей имени Н. К. Рериха был открыт для посетителей в марте 2000 года. Это единственный музей в Украине и пятый музей Рериха в мире. Целью музея является научное исследование творческого наследия семьи Рерихов и его популяризация. В задачи Дома-Музея входит активное сотрудничество с музеями, научными и учебными учреждениями Украины, России и зарубежья; проведение и участие в международных конференциях; пополнение фондов; издательская и выставочная деятельность; создание условий для широкого ознакомления с жизнью и творчеством семьи Рерихов. В настоящий момент экспозиция музея размещается в 5 залах.

В зале семьи Рерихов представлено художественное и литературное наследие семьи Рерихов.

Всемирно известный художник, писатель, философ, ученый и общественный деятель Николай

Константинович Рерих(1874–1947) оставил глубокий след в истории мировой культуры и науки. 

 С. Н. Рерих в статье «Слово об Отце» писал: «Я встречал в этом мире очень многих людей, но такой многогранной личности, как Николай Константинович, я ещё не встречал. В нём были соединены многие и многие достижения многих людей. Но поверх всего он был заме-чательный Человек. Его проникновенная человечность является для меня самым ярким качеством…»  

Н. К. Рерих создал более 7000 картин,  его литературное наследие составляет более 27 томов, не считая очерков и статей. В США Рерихом был основан Институт Объединенных Искусств (1921),  международный Художественный Центр «Corona Mundi» (1922), Всемирная Лига Культуры. Там же был открыт первый Музей Рериха (Нью-Йорк, 1923). Н. К. Рерих выступил автором и инициатором создания Международного Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, подписанного в Белом Доме 15 апреля 1935 года президентом США Т. Рузвельтом и представителями стран Пан-Американского союза, получившего впоследствии название Пакта Рериха. 

Письма, автографы, номерные дореволюционные и зарубежные издания книг Н. К. Рериха представлены в экспозиции и  находятся в фондах Музея. 


Все творчество Н. К. Рериха находилось в удивительной гармонии с трудами его супруги, философа-востоковеда Елены Ивановны Рерих (1879–1955)

С. Н. Рерих в статье «Художник и провидец» писал: «…Философ и автор многих книг, она [Е. И. Рерих] разделяла с отцом [Н. К. Рерихом] все устремления и принимала участие во всей его работе. Многие из ее мыслей увековечены в его полотнах, много книг он посвятил ей…»

Эпистолярное наследие Е. И. Рерих составляет более 15 томов, ей принадлежит сложнейший перевод с английского языка на русский язык капитального труда Е. П. Блаватской «Тайная Доктрина» (1888). Многие труды Е. И. Рерих печатались под псевдонимами: Наталья Рокотова («Основы буддизма»), Наталья Яровская («Знамя Преподобного Сергия Радонежского»), Ж. Сент-Илер («Криптограммы Востока»), Искандер Ханум («Чаша Востока»), Сундри. Е. И. Рерих принадлежит научно-философское Учение Живая Этика, первое прижизненное издание представлено в музее наряду с  изданиями на английском, голландском и немецком языках.

Сыновья Рерихов явились достойными сотрудниками и продолжателями дел родителей. 

Востоковед Юрий Николаевич Рерих (1902–1963) был автором многочисленных научных трудов и монографий, директором Гималайского Института научных исследований «Урусвати» (1928–1942). Ю. Н. Рерих возродил русскую школу тибетологии в СССР после ее разгрома в сталинское время.

Зал Учителей человечества знакомит посетителей с образами основателей мировых религий и философских течений, запечатленных в художественном и литературном наследии семьи Рерихов. Экспозиция иллюстрирует идею единства всех религий, в основе каждой из которых лежит Учение развития материи – космогенезис и антропогенезис. Центральное место в зале занимает макет, иллюстрирующий уникальный по сложности и по научно-культурным задачам маршрут Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов (1923–1928). Экспедиция проходила через Индию, Гималаи, Трансгималаи, Цисгималаи, Тибет, Китай, Монголию, Алтай.Художник и ученый Святослав Николаевич Рерих(1904–1993) – автор более 5000 художественных произведений,  был директором Международного Центра Искусств «Corona Mundi» в Нью-Йорке. В Отделе рукописей находятся редкие прижизненные издания трудов Ю. Н. и С. Н. Рерихов, автографы.

Помимо репродукций Н. К. и С. Н. Рерихов в зале представлена коллекция культовых предметов буддийского и индуист-ского Востока (танки, XIX – XX вв.), мелкая скульптурная пластика (XVIII – XX вв.), предметы декоративно-прикладного искусства (XVIII – XX вв.), редкие издания книг о христианских и восточных Подвижниках.   

Зал Б. А. Смирнова-Русецкого (1905–1993) – ученика Н. К. Рериха, участника объединения русских художников-космистов «Амаравелла», позволяет проследить преемственность художественной традиции Н. К. Рериха. В экспозиции представлены  циклы произведений художника Б. А. Смирнова-Русецкого:  «Прозрачность», «Космос», «Алтай», «Атлантида», «Сортавала», «Крым», «Храмы» и др. В коллекции музея находится более 200 работ художника. В отделе рукописей хранятся дневники и письма художника, что делает коллекцию уникальной. У истоков создания музея стояли художник Б. А. Смирнов-Русецкий и ученый-востоковед, профессор МГУ  Н. М. Сазанова (1937–2006). 

В экспозиции музея представлены произведения Артура Владимировича Фонвизина (1882–1973) – всемирно известного акварелиста и его ученицы Веры Леонидовны Яснопольской (1916–1996), 

В музее проходят выставки из фондов художественных музеев Украи: Горловки, Днепропетровска, Николаева, Харькова,  Херсона, Чернигова и др., а также персональные выставки художников.а также  работы современных художников России: А. Быстрова, В. Карлова, В. Лавренова, И. Рудзите, Н. Сычева. Украины: О. Корниенко, Н. Мартыненко, Ф. Павленко, И. Пархоменко. Одесского региона: И. Варешкина, К. Калиновского, А. Кравченко, Г. Кравченко, Г. Крыжевского, В. Криштопенко, А. Кройца, В. Литвина, И. Наумова, Н. Порожняковой, Н. Прокопенко, А. Раллева, И. Русиной, Н. Савченко, В. Филиппенко, Л. Фарапоновой, Р. Фарапонова, С. Химочки, В. Барского и др.

При музее работает Культурный центр, в котором регулярно проходят презентации книг, лекции, демонстрация фильмов. На базе музея постоянно работают общества и объединения: Вагнеровское, Рахманиновское, Литературно-музыкальная  гостиная Ж. Мигаль,  поэтическая студия, общество любителей фотографии и др. Регулярно проходят концерты учащихся и выпускников Одесской специализированной музыкальной школы имени П. С. Столярского, Одесской государственной музыкальной академии имени. А. В. Неждановой, артистов Одесской государственной филармонии, солистов Одесского театра оперы и балета.

С 1997 года в музее проходят ежегодные международные конференции, посвященные Н. К. Рериху. В конференции принимают участие научные сотрудники музеев Украины, России, Молдовы, Эстонии, Латвии и дальнего зарубежья. С 2002 года при музее работает Общественный институт «Лиги культуры и социального содружества», студенты изучают творческое  наследие семьи Рерихов, Е. П.  Блаватской. В музее работает библиотека, усилиями которой проводятся литературно–поэтические вечера в содружестве с Одесским литературным музеем, Одесским национальным университетом имени. И. И. Мечникова, ведущими библиотеками города.

Музей проводит активную издательскую деятельность.

Так за период 2000-2009 гг. вышли  книги: «Эпистолярное наследие Н. К. Рериха» (серия «Наследие Семьи Рерихов», 2006); Н. М. Сазанова. «Отправимся в страну, где милый…» (серия «Содружество», 2008); Б. А. Смирнов-Русецкий: «Семья Рерихов. Воспоминания» (1997); «Дневники» (2000); художественный альбом «Прощание с Сортавалой» (2005); «Каталог выставки произведений Николая Константиновича Рериха» (серия «Каталог выставки Одесского Дома-музея имени Н. К. Рериха», 2007); «Эпистолярное наследие Н. К. Рериха. Письма-автографы» (серия «Архивы и исследования 2007); «Письма Павла Федоровича Беликова» (серия «Архивы и  исследования», 2008); «Артур Фонвизин. Вера Яснопольская. Альбом-каталог» (серия «Коллекции. Коллекционеры», 2007); альбом-каталог  Е. Г. Петренко «Произведения Н. К. Рериха на открытых письмах Общины Святой Евгении» (серия  «Наследие семьи Рерихов», 2009) и др.

Музей «Холокоста – жертв фашизма»

Адрес: г.Одесса, ул. М.Арнаутская, 111 (угол ул. Преображенской, вход – во дворе)

Телефон: (048) 722-60-97
Электронный адрес: museum-holocaust@mail.ru
Время работы: с10:00 до 16:00
Выходные дни: суббота, Воскресенье, еврейские праздники


Музей восковых фигур

«У БАБЫ УТИ»

Адрес: ул. Ришельевская, 4

тел.: +38 (048) 722 34 36

Часы работы: с 9:00 до 21:00

Выходной день – нет

E-mail: fgt@inbox.ru

Добро пожаловать в одесский музей восковых фигур “У Бабы Ути”, основанный в 1998 году известным бизнесменом и меценатом Александром Павловским!

История музея насчитывает уже более 10 лет. И начиналась она с людей, которые любили этот город и творили в нем. Сегодня экспозиция обновлена и расширена.

И у вас есть возможность посмотреть не только на исторических персонажей, но и на современных героев музыки, кино и анимации. А начинается наша экскурсия со стенда, где у вас есть возможность не только посмотреть, но и попробовать на ощупь тот материал, из которого изготовлены фигуры.
Воск – удивительное вещество, создаваемое пчелами. К работе с воском человек обращался еще на самых ранних этапах своей истории. Его всегда привлекала податливость этого материала, ощущение его своеобразной “живости”. Издавна воску придавался в изделиях особый, магический смысл. Его уникальные качества определили восприятие воска древними как субстанции, соединяющей два мира: мир живых и мир мертвых. Древние греки создавали изображения богов во исполнение обетов и для религиозных церемоний. Хотя изготовлялись и восковые куклы для детских развлечений. В Древнем Риме с лиц умерших из знатных родов снимали гипсовые слепки, по которым затем отливали восковые маски. Во время похоронных процессий специально расписанные маски несли рядом с умершим. Считалось, что маска придает силы духу умершего, помогает ему благополучно добраться до загробного мира, защищая от испуга перед злобными духами. Сегодня в создании восковых персон принимают участие мастера высокой квалификации самых разных профессий: искусствоведы, историки, скульпторы, форматоры, постижеры, гримеры, декораторы и многие другие.

В результате длительных экспериментов и поисков была разработана уникальная рецептура воска, которая позволяет демонстрировать фигуры в широком температурном диапазоне: от “- 40” до “+ 40” градусов Цельсия. Этот воск не имеет глянцевого блеска, он идеально имитирует человеческую кожу. В своих работах мастера используют высококачественные глазные, зубные протезы и живые волосы. Постижер не пучками, а волосок за волоском, специальной горячей иголкой “вживляет” их в воск, создавая шевелюры, в которых до 40 тысяч волосков. В такой же технике выполняются ресницы, брови и бороды. Затем парикмахер подстригает и укладывает волосы в прическу, соответствующую данной исторической эпохе. Восковые части фигур после отливки по форме тщательно, вручную, прорабатываются гримером, который создает “складки кожи”, “морщинки”, “ногти”, “вены”, покрывает воск специальным гримом, впоследствии периодически обновляемым.

Создание образа исторического персонажа начинается с серьезной научно-исследовательской работы: изучаются архивные материалы, описания современников, бытовые портреты, гравюры, фотографии, посмертные восковые маски лиц и рук. Таким образом, достигается максимальное портретное сходство фигуры с реальным человеком. Но этим работа не ограничивается. Каждый персонаж наделяется типичным для него жестом мимикой, поворотом головы, и образ приобретает черты психологического портрета сильного эмоционального воздействия.